Общественная организация пенсионеров, ветеранов войны и труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов ЮЗАО

ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ С ВЫСОКОЙ МУЗЫКОЙ

В Московском концертном зале «Зарядье» завершился Седьмой фестиваль Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением художественного руководителя фестиваля Валерия Гергиева.  С 13 по 17 ноября ветераны  ЮЗАО наслаждались высоким искусством.

Фестиваль открылся оперой-притчей Родиона Щедрина «Очарованный странник», которая была написана композитором по заказу Лорина Маазеля -дирижера, скрипача и композитора Нью-Йоркского филармонического оркестра. Ему хотелось, чтобы  композитор создал что-то русское. С цыганами, с колокольным звоном, с песнопениями, с низким грудным голосом…  Вроде бы стереотипы, но американский дирижер с русскими корнями (его дедушка и бабушка жили в России) был уверен, что Щедрин напишет что-то мощное, оригинальное. И не ошибся.

За литературную основу Родион Щедрин взял повесть Лескова «Очарованный странник». Ему очень нравилось это произведение,  в котором писатель так ярко показал типичный русский характер. Напомним, «очарованный», если заглянуть в словарь  Даля, означает «околдованный, заговоренный»… И эти определения как нельзя лучше характеризуют главного героя повести Ивана Флягина.  Дикий, необузданный и бесшабашный,  широкий и страстный,  упрямый и смелый… Он раб своих страстей и желаний и в то же время, человек, жаждущий свободы.

Композитор написал оперу для концертной сцены,  за полгода, сам сделал либретто.  Премьера с большим успехом прошла 17 декабря 2002 года в Нью-Йорке.  В 2007-м  «Странник»  впервые был исполнен в Санкт-Петербурге  симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. А через год эти же исполнители показали на той же сцене  сценический вариант.  

И вот эта опера в постановке Алексея Степанюка звучит в Москве на открытии Седьмого фестиваля Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева. Показ спектакля посвящен памяти великого русского композитора Родиона Щедрина ушедшего этим летом, и памяти Сергея Алексашкина –  первого исполнителя главной партии на премьере этой оперы.

Весь спектакль зрители находились в каком-то нереальном пространстве: они сопереживали  Ивану Флягину, осуждали его пороки и вместе с тем  восхищались смирением  перед  судьбой, о которой ему постоянно «напоминал» убитый им монах.  Кстати, декорации, реквизит, костюмы, которые труппа «Мариинки» привезла с собой,  только усиливали восприятие оперы.  Эти камыши на сцене, через которые пробирается по жизненному болоту, этот  крест к которому стремится  Флягин,   — все это создавало  мистическую атмосферу, усиливающейся магической музыкой Родиона Щедрина. 

Действо продолжалось полтора часа. Наши ветераны наслаждались музыкой и блистательными голосами артистов, хором. Но каждый отметил для себя что-то необычное.  Одних поразили речетативы-диалоги героев, других взволновала ария-молитва  Ивана с хором, третьих очаровали цыганские песнопения и колокольные перезвоны.  И буквально  всех сразили паузы, они говорили сами за себя. То ужасали, то успокаивали, то убаюкивали. Главные партии блистательно исполнили Олег Сычев, Андрей Попов и Екатерина Сергеева. Зал долго аплодировал артистам, хору, оркестру, маэстро Гергиеву.

Сколько эмоций! Кто-то из ветеранов говорил  о божественном вдохновении Родиона Щедрина, кто-то о виртуозной игре музыкантов и, конечно все рассуждали о магии  Валерия Гергиева, который заряжает своей энергией и  оркестр, и  аудиторию. Кивок, взмах руки и ты — в другой реальности.

Европейская музыка

Программа Седьмого фестиваля была очень насыщенной и разнообразной. Наши ветераны с удовольствием слушали произведения и европейских композиторов. Например, Восьмую («Неоконченную») симфонию Шуберта и симфонию Малера «Песнь о Земле».

Солисты: лауреат международных конкурсов, солистка Мариинского театра и приглашенная артистка Большого театра Зинаида Царенко  (меццо-сопрано) и Михаил Векуа — лауреат международных вокальных конкурсов, ярчайший тенор Мариинского театра.

Большое впечатление на зрителей произвело   «Вступление и Чудо Святой пятницы из  оперы Рихарда Вагнера «Парсифаль» и  Четвертая («Романтическая») симфония Брукнера.  Красота героической романтики, мощность,  таинственность.

Музыка русских и советских гениев  

Прославленного советского композитора Дмитрия Шостаковича у нас знают и любят все, особенно представители старшего поколения. Его Ленинградская симфония, ставшая символом несгибаемой воли советских людей и прежде всего жителей блокадного Ленинграда  во время Великой Отечественной войны, звучит как гимн в дни памятных дат, которые мы отмечаем. На фестивале же  меломаны восхищались 14-й и 15-й симфониями композитора . Солисты: Ирина Чурилова (сопрано) и Юрий Воробьев (бас).

А на  заключительном концерте фестиваля  ветераны слушали музыку гениального композитора, шестикратного лауреата Сталинской премии (композитор умер в один день с вождем) Сергея Прокофьева (1893 — 1953).  Прозвучали «Скифская сюита»  и две  Симфонии — 6-я и 7-я.

Скифская сюита была написана Сергеем Прокофьевым в 1914 — 1915 году по заказу Сргея Дягилева для балета «Ала и Лоллий»  на либретто в духе скифов, древних кочевников южных степей. Но вскоре импресарио  отказался от этого сюжета. Но позже Прокфьев переработал отвергнутый вариант в «Скифскую сюиту» для концертной сцены.  Премьера состоялась в Мариинском театре. Дирижировал сам композитор. Публика была в восторге. Не все: директор консерватории Александр Глазунов демонстративно вышел, не дождавшись окончания. И так же неожиданно вернулся. А коллеги по музыкальному цеху недоумевали: откуда у молодого музыканта такая дерзость и чувство времени.

Ну а наши ветераны , слушая эту поистине дикую музыку , размышляли о том, какой огромный исторический путь проделали наши предки. «Удивительная музыка: бескрайняя степь, кони, цокующие подковами, скрежет оружия, затишье, нотки трагического марша и снова солнце, снова  жизнь,  — все это видишь и остро чувствуешь… Браво талантливым музыкантам, браво маэстро!»

…И вот уже звучит Шестая симфония Прокофьева, она создавалась в 1945 — 1947 годах. Это произведение о войне, о боли, о страданиях, пережитых народом. Это раздумье о жизни и смерти.  А в последней симфонии  композитора, Седьмой,  звучит уже загадочный мотив, и напоминает он о ходе часов. Стрелки которых бегут и бегут, приближая нас  к Судному дню.   Композитор писал это произведение в ноябре 1952 года, когда здоровье его было сильно подорвано (в 1948-м он пережил инсульт).  Но эту симфонию исполнители иногда завершают  мажорным прокофьевским галопом из «Скифской сюиты». Что ж, выбор за ними.

Поход на концерты организовала председатель культмассовой комиссии СВ ЮЗАО Наталья Ивановна Глаголева