Наши ветераны – частые гости на концертах, которые проводит маэстро Валерий Гергиев в «Зарядье» — одном из самых престижных залов столицы. И у многих из них уже есть свои фавориты.
На дневном концерте15 декабря ветераны слушали в первом отделении Фортепианный квинтет ля мажор («Форель») Франца Шуберта (1797 – 1828). Композитору заказал это произведение состоятельный виолончелист-любитель. Он настоял, чтобы, во-первых, в составе инструментов были фортепиано, скрипка, альт, виолончель и контрабас, а во-вторых, чтобы четвертая часть представляла собой вариации на мелодию песни Шуберта «Форель». Но, увы, квинтет, сочиненный композитором в 1819 году, был широко известен только в узких кругах. Сегодня картина совсем другая. «У каждой песни – свое время», — такой мудрый вывод сделали наши ветераны.
А во втором отделении зрители слушали Фортепианный квинтет, который в 1862 году сочинил Иоганес Брамс (1833 – 1897). Но успеха он не имел. Композитор огорчился и сжег рукопись, но рукописи, как известно не горят, и через два года он сделал еще одну редакцию.
В этот день Брамса и Шуберта исполняли виртуозные музыканты Мариинского театра. Они широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.
Это любимец наших ветеранов Лоренц Нустурика-Гершовичи (скрипка), Елена Луферова (скрипка), Юрий Афонькин (альт), Лев Беспалов (виолончель), Дмитрий Попов (контрабас), Иван Рудин (фортепиано). Зрители были в восторге, они долго аплодировали музыкантам стоя.
А вечером в исполнении солистов, хора и симфонического оркестра Мариинского театра зрители слушали Баха «Страсти по Иоанну». За дирижерским пультом — маэстро Валерий Гергиев. Главный хормейстер Константин Рылов. «Страсти повествуют о последних днях жизни Иисуса Христа – от пленения до распятия и положения в гроб. Главные партии исполнили солисты хора: Мария Кирюшина, Мария Уварова, Борис Степанов, Егор Семенков, Алексей Кротов, Алексей Наземцев, Александр Башкатов.
Это произведение впервые прозвучало в 1724 году в Лейпцигском храме Святого Николая на богослужении Страстной пятницы. Композитору было тогда 39 лет. Годом ранее он стал кантором церкви Святого Фомы, где трудился до самого ухода из жизни. И в последнюю Страстную пятницу своей жизни Бах исполнил именно это произведение. (В этом году «Страстям» исполняется 300 лет.)
Ветераны были потрясены: одни заметили, что в оркестре не было ни духовых, ни ударных. Другие восхищались басом Алексея Кротова, третьих пленил тенор Бориса Степанова.
А 16 декабря, в День рождения Родиона Щедрина, весь вечер звучала его музыка. Не секрет, что маэстро и «патриарх российской композиторской школы» большие друзья.
В первом отделении зрители слушали Сюиту к балету Щедрина «Конек Горбунок», а также песни и частушки Варвары из оперы «Не только любовь». Их исполнила солистка Мариинского театра Екатерина Сергеева (меццо-сопрано). Варварины стоны, охи и вздохи не оставили равнодушным никого. Во втором отделении была исполнена «Поэтория» Щедрина — концерт для поэта в сопровождении женского голоса, хора и оркестра на слова Андрея Вознесенского. В роли чтеца — Евгений Миронов. Солистка — Екатерина Сергеева. За дирижерским пультом – маэстро Гергиев.
По завершении программы маэстро сообщил, что этот концерт в прямом эфире смотрит сейчас Родион Щедрин. «Давайте все вместе поприветствуем его!», — обратился к залу Валерий Абисалович. И зрители, и музыканты еще долго аплодировали двум гениям…
Походы в «Зарядье» организовала председатель культмассовой комиссии СВ ЮЗАО Наталья Ивановна Глаголева.
Концерты состоялись при поддержке Департамента культуры города Москвы.
Татьяна Калмыкова
Фото автора